СЕТЕВОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО ДОНА

Материал из ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО
Перейти к: навигация, поиск

Региональное методическое сетевое сообщество учителей русского языка и литературы, учителей начальных классов, библиотечных работников образовательных организаций, работников учреждений культуры

29 АПРЕЛЯ 2017 года создано СЕТЕВОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО ДОНА.
Добро пожаловать!

Миссия сообщества

Региональное методическое сетевое сообщество учителей русского языка и литературы, учителей начальных классов, библиотечных работников образовательных организаций, работников учреждений культуры создано для обсуждения вопросов и решения проблем изучения, преподавания и продвижения русского языка, для выявления и распространения лучших практик и моделей, обеспечивающих высокое качество обучения русскому языку в поликультурном образовательном пространстве региона.

Состав участников

Учителя русского языка и литературы, учителя начальных классов, библиотечные работники образовательных организаций, работники учреждений культуры.

Записки сообщества

Приглашаем на конференцию

Уважаемые коллеги!

Одним из приоритетных направлений культурной и образовательной политики, имеющих важнейшее значение для будущего страны, государство рассматривает поддержку и развитие детского и юношеского чтения.
Приглашаем участников сообщества принять участие в конференции «Продвижение детского и юношеского чтения как неотъемлемая составляющая укрепления позиций русского языка».
Конференция проводится в рамках реализации подпрограммы «Развитие и распространение русского языка как основы гражданской самоидентичности и языка международного диалога» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

Место проведения: Донская государственная публичная библиотека
Дата проведения: 9 октября 2018 г.
Начало конференции: 11.00
Регистрация участников: 10.30

Программа конференции

Выступления участников конференции (презентации и видеозапись)

Библиотека рекомендует

02.10.2018

Формирование чувства слова — важнейшая задача педагога. Некоторые методические приёмы и иллюстрации формирования чувства слова содержат предлагаемые статьи.

  • Опыт по работе над развитием связной речи во время уроков обобщен в статье Е.А.Ивановой «Развитие связной речи учащихся средствами творческих заданий» (Пед. мастерство и пед. технологии. - 2016. - №4). Особое внимание уделено сочинению как главному виду деятельности по развитию речи на уроке литературы. Приведен план отзыва.
  • Практическая методика развития интонационных умений диалогической речи учащихся предложена в публикации А.В.Богдановой «Развитие интонационных умений диалогической речи младших школьников» (Начальная школа. - 2017. - №1. - С.56-58.).
  • Родителям, учителям, которые хотели бы развить в ребёнке художественный вкус, языковую культуру, творческое, активное отношение к жизни и искусству рекомендуем материал Н.И.Буглевской «Формирование речевой культуры младшего школьника средством игровых заданий по стихотворчеству» (Пед. мастерство и пед. технологии. - 2016. - №4.). Статья предлагает войти в мир стихов, научиться любить и чувствовать родной язык, играя со словами.
  • В статье Х.В.Шахбазовой «Обогащение речи учащихся фразеологизмами при изучении программного материала по русскому языку» (Мир науки, культуры, образования. - 2016. - №4. - С.48-50.) представлен опыт работы по развитию и обогащению речи учащихся на примере использования фразеологических оборотов, отмечены основные критерии отбора практического фразеологического материала, даны упражнения, задания которых связаны с грамматическими темами 5-го класса.

12.09.2018

В целях оказания методической поддержки и совершенствования учителей русского языка и литературы библиотека ИПК предлагает ознакомиться со следующими статьями:

  • Ильина, А.В. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации как средство развития проектных компетенций педагогических работников [Текст] / А. В. Ильина, Ю. Г. Маковецкая // Методист. - 2018. - №4. - С. 9-11.

Описана проблема развития проектных компетенций педагогов в условиях реализации положений профессиональных стандартов. Акцентируется внимание на необходимости создания в образовательной организации условий для оказания постоянной научно-методической поддержки педагогических работников по вопросам развития их проектных компетенций. Одним из вариантов оказания такой поддержки является освоение педагогами дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, содержание которых позволяет вооружить методами, приёмами и средствами межпредметного характера. Представлен практический опыт разработки и реализации указанного рода программ. Значительное место в освоении их содержания отведено активным формам работы со слушателями, что позволяет эффективно развивать их проектные компетенции.

  • Лизинский, В.М. Становление педагога: интеллектуально-духовный потенциал [Текст] / В. М. Лизинский // Воспитание школьников. - 2018. - №4. - С.31-36.

Рассматривается такой феномен современного образования, как чтение. Предложены вопросы анкеты, направленные на выявление педагогического, информационного, личностного влияния педагогов и родителей на детей.

  • Хуторской, А.В. Как диагностировать и оценивать результаты воспитания? [Текст] / А. В. Хуторской // Воспитание школьников. - 2018. - №4. - С.3-12.

Рассмотрена суть воспитания ученика с позиций принципа человекосообразности. Перечислены функции, факторы, методы, средства, формы воспитания, типы воспитательных результатов, методы их диагностики и оценки.


27.08.2018

В современном образовательном пространстве возникает много острых и актуальных проблем, касающихся организации времени, модели взаимодействия учителя и ученика, отчуждения детей от школьных знаний и многих других, решить которые очень сложно. Библиотека ИПК рекомендует следующие статьи для улучшения качества образовательного процесса:

  • Клепиков, В.Н. Отчуждение современных детей от школьных знаний: возможно ли что-то сделать? [Текст] / В. Н. Клепиков // Школьные технологии. - 2018. - №1. - С.9-14.

Рассматривается проблема отчуждения детей от школьных знаний. Приобретаемые знания не приобретаются, не осмысливаются, не усваиваются, не становятся точками роста, а значит, не укореняются во внутреннем мире ребенка. Отсюда внутренний протест детей против лавинообразного поступления информации и попытки создать, погрузиться в нечто альтернативное.

  • Москвин, К.М. Организационно-педагогические условия реализации смешанного обучения [Текст] / К. М. Москвин // Школьные технологии. - 2018. - №1. - С.35-40.

Обосновывается целесообразность применения технологий смешанного обучения в условиях модернизации современной системы образования. Автор приводит определение понятий "электронное обучение", "смешанное обучение". Рассматриваются возможные варианты реализации смешанного обучения в образовательном процессе на основе анализа существующих моделей смешанного обучения и способов организации смешанного обучения в образовательных организациях различных типов.

  • Залесский, М.Л. О ехидных вопросах, которые жизнь ставит перед педагогикой, Или о гуманизме авторитарной "совковой" педагогики и жёсткости гуманистической [Текст] / М. Л. Залесский

// Школьные технологии. - 2018. - №1. - С.108-113. Рассматриваются основные проблемы, характерные для сегодняшней школы, их влияние на результаты образования, причины, их порождающие, и пути их решения.

  • Аршинская, Е.Л. Как помочь ученику продуктивно использовать время? [Текст] / Е. Л. Аршинская // Народное образование. - 2018. - №1-2. - С.64-70.

В настоящее время умение жить и работать в информационном обществе становится важным личностным ресурсом современного человека; это не только способность быстро ориентироваться и работать в информационном пространстве, но и умение эффективно использовать своё время.

10.06.2018

Уважаемые коллеги! В настоящее время современным педагогам необходимо учитывать не только новые тенденции в образовательном процессе, но и учитывать положительные традиции Российского образования. Для успешного сочетания традиций и инноваций в образовании предлагаем ознакомиться со следующими публикациями:

• Робский, В. Осознанность как мастерство [Текст] / В. Робский // Директор школы. - 2018. - №3. - С.15-22. Умение оценивать возникающие педагогические ситуации "сверху" - очень полезная компетенция, но ею не овладеешь на студенческой скамье, порою уходят годы на формирование этого навыка. А ведь способность анализировать свою работу - необходимое условие эффективной педагогической деятельности.

• Турчин, А. Профстандарт педагога: опыт внедрения [Текст] / А. Турчин // Директор школы. - 2018. - №3. - С.23-28. Внедрение стандартов нового поколения применительно ко всем этапам общего образования имело своим следствием необходимость трансформации принципов высшего и постдипломного педагогического образования. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ в 2015 году был утвержден профессиональный стандарт педагога. В результате встал вопрос о системе эффективных методов реализации данного нормативного документа в образовательных организациях.

• Долматов, В. Прекрасное далеко [Текст] / В. Долматов // Директор школы. - 2018. - №3. - С.70-74. Представлена попытка "прочертить" образ школы сегодняшнего дня.

• Кузьмина, К. Альтернатива "Твиттеру" [Текст] / К. Кузьмина, Н. Дроздов // Директор школы. - 2018. - №3. - С.88-92. Новые технологии и формы работы с учащимися, учителями, родителями ежегодно внедряются в образовательный процесс школы. Авторы данной статьи делятся опытом создания компьютерной образовательной социальной сети для учащихся с привлечением педагогов и родителей.

11.05.2018

Уважаемые коллеги! В целях поддержки и реализации Федеральной целевой программы «Русский язык», развития своих профессиональных качеств и педагогического мастерства предлагаем познакомиться со следующими статьями:

• Усова, С.Н. Качество школьного образования: запросы, оценки, возможные пути решения [Текст] / С. Н. Усова // Инновации в образовании . - 2018. - №3. - С.70-79. Анализируются проблемы школьного образования, представляются возможные пути их решения.

• Витвар, О.И. Образовательные социально-педагогические практики как формы профессионального развития педагогов [Текст] / О. И. Витвар // Инновации в образовании . - 2018. - №3. - С.80-89. Исследовано социально-педагогическое содержание успешных образовательных практик, выявлены основные направления обновления образовательного процесса и необходимые педагогам социально-педагогические компетенции.

• Хабарова, И.В. Оценка готовности педагога к междисциплинарному взаимодействию в инклюзивной школе [Текст] / И. В. Хабарова, О. А. Сидоренко // Инновации в образовании . - 2018. - №3. - С.145-153. Анализируется вопрос готовности педагога к междисциплинарному взаимодействию в инклюзивной школе. Рассмотрены особенности оценивания деятельности педагога в условиях курсов повышения квалификации. Обозначены механизмы оценки готовности педагога к междисциплинарному взаимодействию. Выделены значимые для педагогов инклюзивной школы итоги обучения на курсах повышения квалификации.

• Чечель, И.Д. Учим по-новому [Текст] / И. Д. Чечель, М. М. Фирсова // Педагогика. - 2018. - №2. - С.59-64. Рассмотрены вопросы формирования у учащихся мотивации к образовательной деятельности и освоения программ повышенной сложности. Базовой основой является эффективный учебный план, ориентированный на формирование у учащихся мотивации к изучению программ повышенного уровня сложности во всех видах деятельности: урочной, внеурочной, в сфере дополнительного образования. Индивидуализация на каждом образовательном уровне и в каждом виде деятельности предусматривается учебным планом. Выделен ряд принципов организации образовательного процесса: непрерывное образование, комплексное формирование, технологическое формирование. Проведенная работа направлена на подготовку конкурентоспособного ученика.

25.03.2018

В педагогической науке вопросы воспитания и образования всегда находились в теснейшей взаимосвязи. Оттого, насколько грамотно решены воспитательные задачи, зависит успешная организация учебного процесса. Библиотека ИПК рекомендует ознакомиться со следующими статьями:

• Алтибаева, Г.М. Анализ программ по организации нравственного воспитания и формирования культуры поведения [Текст] / Г. М. Алтибаева // Вопросы педагогики. - 2018. - №2. - С.7-9. Рассматривается проблематика организации нравственного воспитания и формирования культуры поведения учащихся.

• Лушников, В.И. Проблемы воспитания в историческом наследии А.С. Макаренко и способы их решения в современной системе образования [Текст] / В. И. Лушников // Методист. - 2018. - №2. - С. 7-10. Раскрываются проблемы воспитания в современных социокультурных условиях и решение этих проблем с помощью выработки определённых качеств в ребёнке, на которые серьёзное внимание обращал великий педагог А.С. Макаренко. Анализируются качества личности, которые вырабатываются в результате сотрудничества педагогов и родителей. Именно благодаря сотрудничеству педагогов и родителей многие проблемы современного общества решаются сегодня.

• Рогожникова, Р.А. Дисциплинированность школьника как результат ценностного отношения к человеку [Текст] / Р. А. Рогожникова // Вестник Пермского ГГПУ Серия "Психологические и педагогические науки". - 2017. - №1-2. - С.24-32. Статья посвящена проблеме воспитания у школьников дисциплинированности как ценностного отношения к человеку. Проблема рассматривается с точки зрения аксиологии. Раскрыта социально-этическая, психологическая и педагогическая сущность дисциплины. Делается акцент на нравственном развитии личности школьника, которое представляет собой единство двух встречных процессов: процесса трансляции нравственных норм и процесса интериоризации ценностей.

• Тимонина, Л.И. Основные стратегии воспитания [Текст] / Л. И. Тимонина // Вестник Костромского гос. ун-та. - 2017. - №5. - С.5-7. Рассматриваются основные подходы к определению воспитания и стратегий воспитания. Воспитание рассматривается как сложная система взаимодействий и взаимосвязей, в которой каждый участник является действующим лицом со своими целями, установками, идеалами, представлениями. Утверждается, что система воспитания отличается от иных социальных систем тем, что у отдельных субъектов этой системы (педагогов) есть цели, ориентированные на развитие личности воспитанников. Стратегия определяется как способ достижения сложной цели, как способ действий особо необходимый в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов; как своего рода искусство экономии средств в осуществлении результативного действия. Выбор стратегии воспитательных влияний зависит от возраста и особенностей детей, от целей и содержания воспитания, от ситуации, возможностей воспитательной среды, профессиональной позиции педагога.

• Шустова, И.Ю. Воспитание в со-бытии: ситуативная педагогика [Текст] / И. Ю. Шустова// Педагогика. - 2018. - №1. - С.53-61. Воспитание в со-бытии рассматривается как институционально-оформленная реальность ценностно-смыслового взаимодействия взрослых и детей, в которой дети постигают общечеловеческий ценности и смыслы, выходят на новое понимание себя и мира. Вводится понятие "со-бытийной детско-взрослой общности" как новой тенденции развития коллективного воспитания. Характеризуется умение педагога работать с реальной ситуацией, актуальной для школьников, переводить её в образовательную посредством характера взаимодействия и рефлексии.


14.02.2018

Важно помнить, что основополагающим моментом развития русского языка является повышение интереса к чтению у подрастающего поколения. Именно чтение способствует повышению грамотности, обогащает духовный мир человека, активизирует процесс мыслительной деятельности. Поэтому школьными библиотекарями различных образовательных организаций Ростовской области была проделана масштабная работа в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык», которая нашла отражение в журнале «Региональная школа управления» №6, 2017 г.

• В статье Л.А Ковалёвой. «Открывая книгу - открываешь мир» (Региональная школа управления. - 2017. - №6. - С.27-30) раскрывается роль школьной библиотеки как центра продвижения, поддержки и развития учащихся, рассматривается, насколько чтение влияет на повышение грамматических знаний человека. Представлены формы работы школьной библиотеки по приобщению детей к чтению.

• И.Н Шкондина. в статье «Обучение слову, обучение словом» (Региональная школа управления. - 2017. - №6. - С.36-43) представила различные блоки своей работы, показала, насколько важно быть информационно грамотным, научиться работать с текстом, определять информационную проблему ,уметь отбирать, систематизировать информацию, формулировать выводы.

• Многообразным опытом работы в своей статье «Лекарство от глупости уже существует - читайте книги (Региональная школа управления. - 2017. - №6. - С.43-48) делится С.А. Магоян. Автор считает основной задачей образования - научить ребенка мыслить. Подчеркивает роль школьного библиотекаря в умении помочь школьнику найти нужную информацию, осознать великое значение книги в современном мире и жизни отдельного человека.

• И.В Войтенко. «Мир познаётся через книгу» (Региональная школа управления. - 2017. - №6. - С.48-53) представляет основные направления своей работы, делая основной акцент по приобщению детей к чтению на взаимодействии с семьей. Автор считает своей обязанностью убедить родителей личным примером воспитывать в детях любовь к чтению. Такое партнёрство с родителями является положительным вектором повышения духовного потенциала нации, грамотности, формирования совокупного интеллектуального ресурса.


10.10.2017

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуются новыми подходами к определению целей обучения. Специальными целями преподавания русского языка в школе является формирование компетенций обучающихся. Под компетенцией в современной методике понимается совокупность знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе обучения русскому языку и которые обеспечивают овладение им и, в конечном счете, служат развитию личности школьника.

  • Статья А.А. Коренкова «Развитие текстоведческой компетенции школьников на основе принципа интертекстуальности» (Вестник МГОУ. Серия "Педагогика". 2017. №2. С.48-56) посвящена проблемам развития и толкования термина «текстоведческая компетенция». Особое внимание уделяется раскрытию понятий коммуникативной и языковой компетенций и их взаимодействию с текстоведческой компетенцией.
  • Возможности учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка рассматриваются в статье Е.А.Трифилова «Формирование исследовательской компетентности на уроках русского языка» (Русский язык в школе. - 2016. - №8. - С.8-11). Предлагаются задания для разных этапов урока с целью формирования основных групп умений, обеспечивающих исследовательскую компетенцию.
  • Модель обучения школьников профильного гуманитарного класса созданию художественно-публицистических жанров интернет-журналистики предлагается Н.А.Кротовой в публикации «Формирование коммуникативной компетенции школьников в процессе обучения художественно-публицистическим жанрам школьных веб-изданий» (Русский язык в школе. - 2017. - №4. - С.12-16).
  • В статье В.В.Тартынских «К вопросу о речевой компетенции школьников» (Методист. - 2016. - №8. - С.57-59) утверждается, что для активизации процесса формирования творческой самоопределяющейся языковой личности ей должна быть предоставлена свобода выбора новых технологий при обучении русскому языку и культуре речи.
  • Р.К.Рамазанов рассматривает проблемы формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций на основе фразеологического материала в полиэтнической школе. В публикации «Формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций учащихся полиэтнических школ посредством русских фразеологизмов» ( Русский язык в школе. - 2016. - №9. - С.7-10) показаны особенности методики работы с фразеологизмами в полиэтнической среде, приведены типы упражнений, тематика сочинений с использованием фразеологических единиц.
  • Теоретические основы темы «Сравнительные конструкции», изучаемой в разделе «Простое осложненное предложение» в VIII классе школы изложены в материале М.А.Дубовой и Л.А.Черновой «Формируем лингвистическую компетенцию школьников при изучении темы «Сравнительный оборот» ( Русский язык в школе. - 2016. - №12. - С.30-35). Авторы предлагают разнообразные формы и приемы практической работы по выработке соответствующих пунктуационных умений и навыков, ведущих в итоге к формированию лингвистической компетенции учащихся.

04.09.2017

Целью современного образования является воспитание творческой, активной личности, способной самостоятельно учиться, реализовываться и развиваться. В соответствии с новыми требованиями меняется и образовательная парадигма. Инновационный подход к процессу обучения и воспитания требует высокого уровня качества образования. Поэтому учитель должен владеть современными педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать эти требования.

  • Сущность понятия «педагогическая технология», классификация педагогических технологий, параметры, способы применения в практике преподавания русского языка и литературы в общеобразовательной школе рассматриваются в статье Хатмуллиной, А.А. Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы (Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2016. - №42. - С.37-45).

Особое внимание уделено применению на уроках игровых технологий: это уроки-биографии писателя; уроки, представляющие творчество того или иного автора: «Алые паруса» А. Грина, «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери ; технология учебного диалога. Освещается включение информационно-коммуникативных технологий при проведении учителем различных форм урока: урока-наблюдения, урока-семинара, урока-практикума, урока – виртуальной экскурсии. Например, экскурсия на родину писателя.

  • Проблеме обучения русскому языку в рамках всего школьного образовательного процесса посвящена статья Дроздовой, О.Е. О двух направлениях метапредметного обучения русскому языку в современной школе (Наука и школа. - 2016. - №3. - С.128-134). Автором вводится понятие метапредметного обучения русскому языку как обучения, при котором дидактическим полем для освоения явлений и факторов русского языка, а также универсальных учебных действий с ними, являются все области образовательного процесса. Описаны два направления метапредметного обучения русскому языку, которые целесообразно осуществлять как на уроках, так и во внеклассной деятельности. Первое из них реализуется учителями русского языка и связано с выходом из предмета «русский язык» в другие предметные области, работой под руководством учителя-словесника в разных сферах окружающего мира. Второе направление связано с деятельностью учителей других предметов – это выявление в различных предметных областях обучения сферы применения русского языка и работа с языковыми аспектами предметного материала.
  • Причины орфографической безграмотности школьников рассматриваются в публикации Вохминой, Ю.С. О традиции и новаторстве в обучении правописанию учащихся средних классов общеобразовательной школы (Пед. образование в России. - 2016. - №5. - С.93-99). Автор описывает направления коррекционно-развивающей работы по устранению стойких нарушений письма. В числе новаторских направлений в области обучения правописанию автор предлагает интеграцию методики преподавания русского языка с психологией, коррекционной педагогикой и логопедией, в большей степени учитывающих индивидуально-психологические особенности учащихся.
  • Актуальна и неоспорима роль интерактивных технологий в процессе обучения русскому языку в рамках ФГОС. Интерактивное обучение – это диалоговое обучение, обучение, связанное с общением, в процессе которого происходит тесное творческое взаимодействие обучающихся между собой и с учителем. Интерактивный урок – это такое занятие, где главная роль отводится развивающим и поисковым исследовательским видам работы ребят, когда учитель и ученик являются равноправными субъектами учебной деятельности. М.Н.Мартынова и В. А. Такменина в статье Интерактивная методика в творческом взаимодействии учителя и обучающихся на уроках русского языка (Педагогика и современность. - 2016. - №5) знакомит с методами и приемами повышения мотивации и познавательной активности ребят: рангажирование, прием «Верно/неверно», «Мозговой штурм»и др.


21.08.2017

Уроки русского языка в начальной школе формируют способности обучающихся к новому способу действия, развивают умение объяснять понятия, исследовательские навыки. Учителям начальных классов будут полезны предлагаемые материалы.

  • В статье М.А. Безбородовой «Формирование графического навыка письма в начальной школе» (Наука и школа. - 2016. - №2. - С.111-115.) акцент сделан на развитии тонкой моторики ребенка при освоении письма и формировании почерка детей младшего школьного возраста.
  • Проблемы школьного обучения, предъявляющего большие требования к развитию памяти ребенка, рассматриваются в публикации Г.А.Шониной «Эффективные приемы запоминания словарных слов» (Пед. мастерство и пед. технологии. - 2016. - №1.). Автором изучаются простые и эффективные методы запоминания словарных слов.
  • Л.В. Ассуирова знакомит с использованием на уроках русского языка риторических задач, которые носят проблемный характер, основаны на использовании коммуникативной ситуации и предполагают ответ в виде речевого высказывания, предложенного школьниками в процессе решения.( Использование риторических задач на уроках русского языка // Начальная школа. - 2017. - №1. - С.19-21.)
  • О.М. Шапаренко и Л.Г.Рачкова в статье «Развитие орфографической зоркости у младших школьников» (Пед. мастерство и пед. технологии. - 2016. - №4.) приводят определение орфографической зоркости как начального этапа овладения орфографической грамотностью, представляют материал орфографии, которым должен овладеть младший школьник. Особое внимание уделяют упражнениям для формирования орфографической зоркости у младших школьников.


17.07.2017

Подготовить и провести интересный и полезный урок литературы в школе – дело сложное. В этом помогут советы педагогов-практиков.

  • Педагогический опыт М.В.Мурзина, описанный в статье «Активные формы преподавания на уроках литературы» (Пед. мастерство и пед. технологии. - 2016. - №3), представляет теоретические положения об игровых технологиях и использовании их на уроках с целью активизации интереса к предмету.
  • Наиболее результативны те методики преподавания литературы в основной школе, в которых учитывается, что для подростка в произведении особенно важен именно жизненный контекст героя, «послуживший для автора предметом эстетического преобразования». Об этом идет речь в статье И. Масандилова «Организация литературной импровизационной игры в основной школе» (Воспитательная работа в школе. - 2016. - №6. - С.72-83).
  • Одним из видов творческих работ, повышающих результативность преподавания, является синквейн. Как при помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя, рассказывается в материале Л.К.Галатовой «Типы завязки урока литературы» (Практические советы учителю. - 2015. - №1. - С.19-20.)
  • Об образовательном и воспитательном потенциале литературного краеведения, с организацией краеведческой работы в регионе знакомит М.А.Соловьёва в публикации Образцово-воспитательный потенциал литературного краеведения (Литература в школе. - 2017. - №3. - С.19-21.)


01.06.2017

Формирование чувства слова — важнейшая задача педагога. Некоторые методические приёмы и иллюстрации формирования чувства слова содержат предлагаемые статьи.

  • Опыт по работе над развитием связной речи во время уроков обобщен в статье Е.А.Ивановой «Развитие связной речи учащихся средствами творческих заданий» (Пед. мастерство и пед. технологии. - 2016. - №4). Особое внимание уделено сочинению как главному виду деятельности по развитию речи на уроке литературы. Приведен план отзыва.
  • Практическая методика развития интонационных умений диалогической речи учащихся предложена в публикации А.В.Богдановой «Развитие интонационных умений диалогической речи младших школьников» (Начальная школа. - 2017. - №1. - С.56-58.).
  • Родителям, учителям, которые хотели бы развить в ребёнке художественный вкус, языковую культуру, творческое, активное отношение к жизни и искусству рекомендуем материал Н.И.Буглевской «Формирование речевой культуры младшего школьника средством игровых заданий по стихотворчеству» (Пед. мастерство и пед. технологии. - 2016. - №4.). Статья предлагает войти в мир стихов, научиться любить и чувствовать родной язык, играя со словами.
  • В статье Х.В.Шахбазовой «Обогащение речи учащихся фразеологизмами при изучении программного материала по русскому языку» (Мир науки, культуры, образования. - 2016. - №4. - С.48-50.) представлен опыт работы по развитию и обогащению речи учащихся на примере использования фразеологических оборотов, отмечены основные критерии отбора практического фразеологического материала, даны упражнения, задания которых связаны с грамматическими темами 5-го класса.


В современной российской школе ежегодно увеличивается количество детей-мигрантов. Что делать школьному учителю, как создать комфортные условия учащимся, чтобы они овладели русским языком? В помощь педагогам предлагаем несколько публикаций.


  • Процесс овладения русским языком как неродным детьми-мигрантами рассматривается в публикации А.И.Лаврентьевой «Физиологические и психологические факторы овладения русским языком детьми мигрантов» ( Вестник Московского гор. пед. ун-та. Серия: Педагогика и психология . - 2014. - №2. - С.48-53). В статье определены основные трудности ребенка-мигранта, обусловленные физиологическими и психологическими факторами (индивидуальные особенности межполушарной асимметрии, мотивация, металингвистические способности и т. д.). Обращается внимание на взаимодействие этих факторов.
  • Статья А.П.Утешевой Знание письменной языковой нормы мигрантами с базовым уровнем владения русским языком (Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2014. - №13. - С.143-149) посвящена анализу письменной речевой активности мигрантов с базовым уровнем владения русским языком. Рассмотрена также способность распознать нарушение письменной языковой нормы при чтении русскоязычного текста, выявлены особенности распознавания ошибок в письменном тексте читающими инофонами с базовым уровнем владения русским языком.
  • Нередко ведущими в школьном обучении русскому языку с «полиязычным» составом учеников становятся так называемые «естественные», «натуральные» методы. Л.И.Болдырева в статье « Лингводидактические аспекты овладения русским (неродным) языком в условиях школьного обучения» описывает некоторые из них: «метод гувернантки», «прямой метод», «метод погружения».
  • Использование приемов мнемотехники при обучении школьников-инофонов наиболее актуально при изучении лексики. Такие мнемоприемы, как рисунки, ребусы, короткие стихи и др., вызывают у учеников ассоциативные образы, которые помогают запомнить новые слова и их значения. О них рассказывает А.Н. Бренчугина-Романова в статье «Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка в условиях полиэтнической школы» (Наука и школа. - 2016. - №2. - С.124-127).


Интернет-конференция «Проблемы и тенденции изучения, преподавания и продвижения русского языка в полиэтническом образовательном пространстве региона. Русский язык и чтение»


Читаем периодику


Методическая копилка


Детское чтение

Список участников

Инструкция по регистрации в сетевом сообществе